Конспект урока. Смысловые отношения между однородными членами предложения, выраженные с помощью союзов и без них.


Тема. Смысловые отношения между однородными членами предложения, выраженные с помощью союзов и без них.
Цель: углублять понятие учащихся о союзном соединении однородных членов предложения; дать понятии о смысловых отношениях между однородными членами, выраженных  с помощью союзов и без них; развивать синтаксические умения и навыки; совершенствовать умения находить однородные члены, определять их синтаксическую роль; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебники  (Русский язык(2-й год обуч.) для общеобразоват. учебн. заведений с обуч. на укр.яз.: учеб для 6-го кл общеобразоват. учебн.  заведений/  Т.М.Полякова, Е.И.Самонова, А.Н.Приймак.-К.: Генеза,2014.), учебные тексты, таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», репродукции картин Тарасова В. И., Приступы  Т. А., раздаточный материал.
                                  
                                              Ход урока
I Организационный этап.
II Актуализация опорных знаний.
Слово учителя. Чтобы вы сосредоточились, стали внимательнее, предлагаю вам разгадать ребусы.
1 Разгадайте ребусы. Дополните предложения словами – отгадками.
Еще нашими предками (шалфей, зверобой, череда) использовались в качестве лечебных трав.
Найдите в этом предложении однородные члены. Докажите, что данные слова являются однородными членами предложения.
2. Проверка домашнего задания. Записать 4 предложения с однородными членами (Тема: «Природа родного края») Составить схемы.
3.Презентация творческой группой своих работ. (Задание: придумать описание растения или явления природы, которые будут содержать в себе загадку. Использовать предложения с однородными членами.) Разгадывание загадок.
   Зелёная красавица оделась в мягкую, пушистую шубу. Наверное, ей снятся яркие, красочные сны. Скоро придёт весна, и снова поднимутся, потянутся к солнцу её крошечные иголочки. Как вы думаете, о каком растении идёт речь в моём описании?(Ель)
   Мы привыкли видеть эти цветы на клумбах и в букетах. В Голландии уже много лет создаются более устойчивые, сильные их сорта. Но редко кто знает, что «родоначальниками» всех культурных сортов стали их крымские предки. О каких цветах идёт речь?(Тюльпаны)
   Осенние листья этого дерева напоминают крылья ярких, пёстрых бабочек. С поздней осени и до конца зимы крылатые плодики, опадая с дерева, кружатся на ветру и улетают далеко-далеко.  Весной же на голых ветках можно заметить зеленоватые букетики соцветий. Какое дерево я описала?(Клён)
   Пожухла и опала листва. Теперь, когда все деревья и кусты остались с голыми ветками, одна она стала ещё красивее. Тяжёлые, сочные кисти выделяют куст, делают его живым самоцветом. Этот куст – народный символ Украины. Как он называется?(Калина)
3. Практическая работа с языковым материалом. (Запись  на доске и в тетрадях)
Запишите предложения, найдите однородные члены предложения  
Сестра вставала ни свет ни заря.  (Устойчивые словосочетание с повторяющимися союзами не являются однородными членами предложения.)
Ветер гнал парусник все сильнее вперед, вперед.(Повторение одинаковых слов не являются однородными членами.)
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло. (Объяснение орфограммы в слове блестит)
Какой схеме соответствует данное предложение. (Обращение к таблице  «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)
4. Словарная работа.
Замените словосочетания близким по значению  с непроизносимыми согласными. Объясните  написание слов с непроизносимыми согласными. Пасмурный день - (ненастный) Объяснить  написание приставки не- в слове ненастный.
Печальная картина - (грустная)
Подберите синонимы к словам: темнота (мрак, мгла, потемки), тишина ( безмолвие, молчание, тишь), чёткий (отчётливый, ясный), шорох(шелест, шуршание), блестит(искрится, сияет, сверкает).
   В парах слов замените первое слово противоположным по смыслу.
Восход солнца (закат солнца);
Крутой берег (пологий берег);
Подножие горы (вершина горы);
Ясное небо (пасмурное небо).
ІІІ  Мотивация учебной деятельности.
      1.Рассказ учителем лингвистической сказки.
   Сегодня мы продолжим путешествие по сказочному королевству Однородные члены предложения.
Страна сказок - это удивительная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня перечислительная интонация. и ее ближайшие помощницы запятые.
В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой.
Во втором графстве живут союзы, Вы, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами. Как вы думаете, какие это союзы? (Ответы детей).
Так как однородные члены живут в одном королевстве, то, конечно же, общаются между собой. Королеве очень хочется знать, какие отношения складываются между ее подданными. Давайте поможем королеве и попытаемся определить, какие смысловые отношения существуют между однородными членами предложения
Сообщение темы и целей урока.
1.       Слово учителя. Предлагаю вам обратиться к репродукции картины  «Берёзы» современного украинского художника Приступы Тараса Андреевича. Ему только 28 лет, а его картины уже пользуются большой популярностью. В пейзажных зарисовках художник передал тонкую невидимую грань, отделяющую человека от природы. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Видя пейзаж и восхищаясь им, человек начинает ещё острее ощущать красоту природы. Ещё больше понимать и любить её. Это происходит потому, что художник изображает дорогое и близкое ему.
2.      Работа над описанием репродукции картины  «Берёзы» Приступы Т. А.
- Что изображено на картине?
- Что прежде всего привлекло ваше внимание ?
- Какие краски использует художник для изображения зимнего пейзажа?
- Какими прилагательными можно описать сосны, кусты, берёзки?(при описании используйте однородные члены предложения)
- Какими словами можно выразить своё отношение к изображённому на картине?

3.       А теперь попробуйте выполнить такое задание: вставьте в описание картины пропущенные, подходящие по смыслу однородные члены предложения.
Зима. Снег, наверное, только выпал, и на нём нет следов ни (зайца), ни (лисы), ни (человека). Снег укутал (тёплым) одеялом (сосны) и (ели). Берёзки стоят (нарядные), но (грустные). Всё (заснуло), (замерло). Солнышко не то (встаёт), не то (садится), освещая замерзшую речку своими золотыми лучами.
Определите смысловые отношения между однородными членами предложения. Для этого обратимся к учебнику (стр.200)
2. Работа с таблицей.
Ознакомьтесь с таблицей.
Какие смысловые отношения существуют между однородными членами предложения?
При каких смысловых отношениях используют союзы, а при каких - нет?
Итак, какие же смысловые отношения существуют между однородными членами предложения в этом тексте.
3. Выполнение упражнения 506.
1).Перечислительные отношения.
2).Соединительные отношения.
3).Противительные и соединительные  отношения.
4).Разделительные отношения.
4.Выполнение упражнения 507.
Основная мысль: природа – это сокровищница жизни, и ее нужно беречь и охранять.
Рассмотрите фотоиллюстрацию. Как вы считаете, передает ли она настроение автора?
Найдите в тексте предложения с однородными членами, укажите их синтаксическую роль, объясните знаки препинания.
Найдите предложения, в которых однородные члены выражены разными частями речи или разными грамматическими формами. Укажите их.
    Мать вставала рано, до солнца. (Однородные члены выражены наречием и существительным с предлогом). Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный  и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.(Простое и составное сказуемое).
Как вы понимаете выражение «мы -  хозяева нашей природы»?
Работа в парах. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их и запишите как пункты плана.
                                      План
1. Чай с молоком на рассвете.
2. Привычка вставать рано.
3. Солнце – источник радости и здоровья.
4. Охота без ружья.
5. Охранять природу - значит охранять Родину!
5. Практическая работа с языковым материалом.
1). Перевод текста.
Ліс вже скинув листя. Дні настали похмурі, але тихі, справжні дні пізньої осені. У такий тьмяний день йдеш лісовою стежкою серед молодих берез, дубів, осик. Не чуєш співу птахів, шерхоту листя. Тільки іноді впаде на землю важкий жолудь, і ти здригнешся. На голих гілках висять краплі роси. ( Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, настоящие дни поздней осени. В такой хрурый день идёшь по лесной тропинке среди молодых берёз, дубов, осин. Не слышишь пеня птиц, шороха листьев. Только иногда упадёт на землю тяжёлый жёлудь, и ты вздрогнешь. На голых листьях висят капли росы.)
2). Раскройте скобки и закончите предложения, вставляя нужные по смыслу союзы. Где нужно, ставьте запятые. Определите смысловые отношения между однородными членами предложения.
Потоки воды размывают овраги (роют ямы на его дне). Союз и, соединительные смысловые отношения.
Дождь прошел (землю не напоил). Союз но, противительные отношения.
Осенью солнце не греет (блестит ярче осеннего). Союз зато, противительные отношения.
Ветер загудел (сорвал крышу с сарая). Союз и, соединительные смысловые отношения.
6. Подбирая  примеры предложений с однородными членами, один из учеников написал:
Скрылись подо льдом большие и малые реки.
Крепок ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев (Сложное предложение, однородных членов нет).
Зайцы-русаки ночами бегают по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют на снегу путаные следы.
Правильно ли выполнено задание?
7. Работа по карточкам. (Разноуровневые задания)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Обобщающее слово учителя.
- Итак, чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены предложения, правители сказочного королевства прислали вам правило-закон. Но по дороге гонец попал под дождь, и некоторые слова расплылись. Давайте подведём итоги нашего урока и разберёмся в законе, написанном королевой. Продолжите предложения.
      Однородные члены предложения - это слова, которые:
- отвечают на вопрос (На какой же вопрос отвечают однородные члены предложении?);
- относятся (К чему же они относятся?);
- произносится с интонацией (Какой?);
- отделяются друг от друга (Чем?);
- между однородными членами существуют отношения (Какие же отношения существуют между ними?)
VI Выучить теоретический материал учебника по теме (стр. 200-202), выполнить упражнение 513(часть А, Б или В по выбору).  

Задание№1.
Расшифруйте ребусы.

Ребус по биологии             Ребус по биологии

                                Ребус по биологии
Задание №2.
Вставьте в описание картины пропущенные, подходящие по смыслу однородные члены предложения.
    Зима. Снег, наверное, только выпал, и на нём нет следов ни (…), ни (…), ни (…). Снег укутал теплым одеялом (…) и (…). Берёзки стоят (…), но (…). Всё (…), (…). Солнышко не то (…), не то (…), освещая замерзшую речку своими золотыми лучами.
Определите смысловые отношения между однородными членами предложения.
Задание №3                
Переведите текст.
Ліс вже скинув листя. Дні настали похмурі, але тихі, справжні дні пізньої осені. У такий тьмяний день йдеш лісовою стежкою серед молодих берез, дубів, осик. Не чуєш співу птахів, шерхоту листя. Тільки іноді впаде на землю важкий жолудь, і ти здригнешся. На голих гілках висять краплі роси.
Задание №4.
Подбирая  примеры предложений с однородными членами, один из учеников написал:
Скрылись подо льдом большие и малые реки. Крепок ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев  Зайцы-русаки ночами бегают по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют на снегу путанные следы.
Правильно ли выполнено задание?
Задание№5
Практическая работа с языковым материалом.
Раскройте скобки и закончите предложения, вставляя нужные по смыслу союзы. Где нужно, ставьте запятые. Определите смысловые отношения между однородными членами предложения.
Потоки воды размывают овраги (роют ямы на его дне).
Дождь прошел (землю не напоил).
Осенью солнце не греет (блестит ярче осеннего)
 Ветер загудел (сорвал крышу с сарая).
Задание №6               
Вставьте в текст однородные члены предложения. Определите синтаксическую роль однородных членов предложения и  смысловые отношения между ними.
……,……..,…….. осенью улетают в теплые края.
Перед отлетом они …….,…….,……..  . 
Перелетные птицы направляются   ……..,……..,……..   .
Певчие птицы не выдерживают ……..,……… зимы  .
Ребята заботятся о ……,…..,…….  . Эти птицы никуда не улетают.
Слова для справок: ласточки, грачи, кричат, волнуются, жаворонки, суетятся, на Кавказ, в Крым, в Египет, воробьях, ласточках, сороках, суровой, морозной
Задание №7            
Дополните предложения однородными членами, определите смысловые отношения между ними.
На лугу росли……..,……..и…….. цветы.
В лесу мы будем …….,….....,……,……..  .
………,…….,…….да…..мелькают по сторонам.
Наступила …….,…….,  но…….. осень.
Задание №8
Опишите картину Приступы Т.А. или Тарасова В.И., используя однородные члены предложения.           


Немає коментарів:

Дописати коментар

10 методів видавати нові ідеї З літературних джерел відомо, що креативність – якість, яку високо цінять не лише роботодавці. Умінн...