Задания к теме «Фразеологизмы»


Задания к теме «Фразеологизмы»
Задание№1
Отгадайте загадки, вспомнив значение фразеологизмов.
1. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросает слова и деньги тот, кто их не ценит; он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. (Ветер)
2. Их умывают, отказываясь от участия в каком-либо деле; из них всё валится, когда что-то не получается; с них всё сходит, когда человека не наказывают. (Руки)
3. Их мозолят, раздражая постоянным присутствием; они слипаются, когда хотят спать; они разгораются, когда очень хочется чего-либо; они на мокром месте, когда человек расстроен. (Глаза)
4. Их волочат от усталости и уносят, испугавшись; их не чует под собой тот, кто убегает (Ноги)
5. Их заговаривают, когда хотят отвлечь от чего-то важного; их точат, готовя неприятность; сквозь них разговаривают, когда злятся (Зубы)
6. Её морочат, доставляя много хлопот; её теряют от волнения; на неё сваливаются как снег; она идет кругом, когда человек теряет способность соображать; она на плечах у того, кто умён. (Голова)
 7. Её заваривают, затевая какое-либо хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться (Каша).
8. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
9. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. (Нос)
10. Ею нельзя разлить неразлучных друзей; её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат. (Вода)
11. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его проглатывают,  не желая о чём-то говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
12. Сколько бывает пятниц на неделе, столько чудес света (Семь)
Задание №2
Соедините имена собственные с нарицательными существительными, образовав фразеологизм.
Аника                                     нить
Диоген                                   пята 
Вавилон                                клятва
Ахилл                                     столпотворение
Ганнибал                               конюшни
Тантал                                    смех
Авгий                                      меч
Мономах                               кафтан
Тришка                                   шапка
Гомер                                      муки
Дамокл                                   бочка
Ариадна                                 столпы 
 Пандора                                труд
Сизиф                                      воин
Геркулес                                  ящик
Задание №3
Запишите как можно больше устойчивых сочетаний, которые имеют в своём составе
1)     Название какого-либо животного или птицы ( волчий аппетит, волком смотрит, козёл отпущения, съесть собаку, ползёшь как черепаха, как собаке пятая нога, надулся как мышь на крупу)
2)     Имеющих в своём составе числительные (седьмая вода на киселе; как дважды два,
3)     Со словами-синонимами (ум за разум заходит, переливать из пустого в порожнее, цел и невредим, вокруг да около, из огня да в полымя)
4)     со словами-антонимами (вопрос жизни и смерти, всеми правдами и неправдами, ни конца ни краю, от мала до велика, и стар и млад, ни сыт ни голоден)
5)     начинающихся глаголами (вставлять палки в колёса, клевать носом, идти в ногу, дать руку на отсечение, делать из мухи слона, толочь воду в ступе, смешать с грязью)
Задание №4
По определению угадать фразеологизм
1)     Быть всегда готовым к обороне ( Держать ухо востро).
2)     Днём на виду у всех (Среди бела дня).
3)     Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях (Не солоно хлебавши).
4)     Очень худой, измождённый ( Кожа да кости).
Задание№5
Используя фразеологизмы, найдите ответ на вопрос.
1)     Может ли человек сам себя поднять? (Держать себя в руках)
2)     Какое блюдо бывает у людей в голове? (Каша)
3)     Есть ли у земли лицо? (Стереть с лица земли)
4)     Услышав какой фразеологизм, инопланетяне могли бы решить, что у человека много ног? (Со всех ног)
5)     Есть ли глаза у правды? (Смотреть правде в глаза)
6)     Можно ли не намокнуть в воде? (Выйти сухим из воды)
Задание №6
Составьте предложения, отыскав вторую часть фразеологизма во втором столбце
1)     Я знал городские переулки                       1) как снег на голову
2)     Дождь лил                                                      2) как сивый мерин
3)     Гости свалились                                            3) как из ведра
4)     Он всегда врёт                                               4) как рыба в воде
5)     У себя во дворе мальчик был                   5) как свои пять пальцев
Задание №7
Первоначальный смысл многих фразеологизмов связан с некоторыми обычаями народа, их работой. Откуда, по-вашему, пошли следующие фразеологизмы? Объясните значение фразеологизмов (можно использовать фразеологический словарь).
1)     Взять быка за рога, поднять целину (из сельскохозяйственной жизни).
2)     Больное место, проглотить пилюлю (из врачебной практики).
3)     Ведущая роль, играть первую скрипку (из области искусств).
4)     Центр тяжести, в зените славы (из научной жизни).
5)     Великое переселение народов (из истории).
6)     Взять под обстрел, выводить из строя (из военной жизни).
7)     Плыть по течению, проложить курс (из морского быта).
8)     Шито белыми нитками, канитель тянуть (из ремёсел).
9)     Мёртвая хватка, попасть в ловушку (из охотничьей жизни).
10)Ударить по рукам, мерить на свой аршин (из торговой практики).
11)Кощей бессмертный, битый небитого везёт (из фольклора).
Задание №8
Крылатые фразы присутствуют во многих языках. Зачастую компоненты меняются, поэтому не всегда можно понять, что значит фразеологизм, однако его смысл остаётся прежним. Какой  фразеологизм русского языка соответствует следующим фразеологизмам?
1)     Когда собаки хвостом залают (немецкий). (Когда рак на горе свиснет)
2)     Крутить большими пальцами ( английский). (Сидеть сложа руки)
3)     Купить свинью в мешке (английский). (Купить кота в мешке)
4)     Красть колокольчик, затыкая себе уши (китайский). (Красть колокольчик, затыкая себе уши)
5)      Дожидаться зайца под деревом (китайский). (Ждать у моря погоды)
6)     Баран на пяти ногах (французский). (Белая ворона)
7)     Это ещё не в кармане (французский). (Вилами по воде писано)
8)     Кошкой негде помахать (английский). (Яблоку негде упасть)
Задание №9
Подберите синонимичную пару к данным фразеологизмам.
1)     Быть не в духе (Быть не в настроении)
2)     Сам себе голова ( Живёт своим умом)
3)     Ни то ни сё (Ни рыба ни мясо)
4)     Кто в лес кто по дрова (Кто во что горазд)
5)     Куры не клюют (Хоть пруд пруди)
6)     Тьма кромешная (Ни зги не видно)
7)     Глядеть в оба (Держать ухо востро)
8)     Пальчики оближешь (Язык проглотил)
9)     Ни слуху ни духу (Ни ответа ни привета)
10)Поминай как звали (И след простыл)
Задание №10
Подберите антонимичную пару к данным фразеологизмам.
1)     Коломенская верста (От горшка два вершка)
2)     Ни зги не видно (Хоть иголки собирай)
3)     Повесить нос (Воспрянуть духом)
4)     И швец, и жнец, и в дуду игрец (Ни в дудочку ни в сопелочку)
5)     Рукой подать (У чёрта на куличках)
6)     Потерпеть фиаско (Одержать победу)
7)     В двух шагах (За тридевять земель)
8)     Хоть пруд пруди (С гулькин нос)
9)     Засучив рукава-спустя рукава)
10)Взять себя в руки (Упасть духом)
11)Жить душа в душу (Жить как кошка с собакой)
12)Распустить язык (Держать язык за зубами)
Задание №11
 Закончите фразеологизмы
1)     Хитер как...(лиса)
2)     Нем как...(рыба)
3)     Упрям как...(осел)
4)     Голоден как...(волк)
5)     Купить ... в мешке (кота)
6)     Два сапога...(пара)
7)     Море по...(колено)
8)     Ни рыба...(ни мясо)
9)     С горем...(пополам)
10)Делать из мухи...(слона)
     11) как...на новые ворота (баран)
     12) Дуется как...на крупу (мышь)
     13) Пускать ...в огород (козла)
      14) Как ...языком слизала (корова)
      15) Моя хата... (с краю)
      16)Играть первую... (скрипку)
       17)Лезть на... (рожон)
      19)Выводить на чистую... (воду)
      20)Остаться с...(носом)
Задание №12
    Дайте толкование фразеологизмам.
1)     Мухи не обидит (добрый)
2)     Как две капли воды (очень похож)
3)     Тянуть кота за хвост (затягивать решение)
4)     Витать в облаках (мечтать)
5)     Не разлей вода(дружные)
6)     Плясать под чужую дудку (выполнять беспрекословно волю)
7)     Водить за нос (обманывать)
8)     Сесть на шею (быть обузой)
9)     Точить лясы (обсуждать)
               Ломать голову (думать)

10)Держать язык за зубами (молчать)
11)Метать гром и молнии (сердится)
12)С горем пополам (кое-как)
13)Как с гуся вода (не виноват)
14)Расхлебывать кашу (решать проблемы)
15)В час по чайной ложке (долго)
16)От горшка два вершка (маленького роста)
17)Как кошка с собакой (враждовать)
18)Шевелить мозгами (думать)
19)Попасть в переплет (трудности)
Задание№13
      Составьте рассказ о своём дне в школе ( о летних каникулах, о соревнованиях, о помощи родителям по дому),  используя фразеологизмы.

Немає коментарів:

Дописати коментар

10 методів видавати нові ідеї З літературних джерел відомо, що креативність – якість, яку високо цінять не лише роботодавці. Умінн...